1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение
разработано для Муниципального бюджетного образовательного учреждения ЦДО «ДРУЖБА»
(далее - учреждение) «О службе охраны труда образовательного учреждения»,
«Типового положения о службе охраны труда образовательного учреждения высшего,
среднего и начального профессионального образования системы Минобразования
России».
1.2. Законодательной и
нормативной основой деятельности охраны труда и безопасности жизнедеятельности
в Учреждении являются Конституция РФ, Основы законодательства об охране труда,
постановления Правительства РФ и Минтруда России, государственная система
стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормативы и правила (СНиП),
санитарные правила и нормы (СанПин), а также нормативные правовые акты по
охране труда, приказы, распоряжения Минобразования России и настоящее
Положение.
1.3. Главной целью
организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности в
Учреждении являются сохранение жизни и здоровья учащихся и сотрудников в
процессе трудового и образовательного процесса.
1.4. Управление работой по
охране труда и безопасности жизнедеятельности в Учреждении осуществляет
директор.
1.5. Непосредственную работу
по охране труда и безопасности жизнедеятельности в Учреждении осуществляет
инженер по охране труда, обеспечивающий проведение в жизнь мероприятий по
охране труда и безопасности жизнедеятельности, устанавливающий круг
обязанностей работников по охране труда и технике безопасности, контролирующий
ведение обязательной документации (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
1.6. Инженер по охране труда
подчиняется непосредственно директору ЦДО.
1.7. Инженер по охране труда
назначается и освобождается от обязанностей приказом директора ЦДО.
1.8. Срок данного Положения не
ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. Изменения и
дополнения в настоящее Положение вносятся с учётом мнения трудового коллектива,
обсуждаются и принимаются на его общем собрании.
2. Основные задачи работы по охране
труда и безопасности жизнедеятельности в Учреждении.
2.1. Обеспечение выполнения требований
правовых локальных актов и нормативно-технических документов по созданию
здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса.
2.2. Организация работы по
обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
2.3. Организация и проведение
профилактической работы по предупреждению травматизма среди учащихся и
сотрудников Учреждения, профессиональных заболеваний, обусловленных
производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
2.4. Предотвращение
несчастных случаев с учащимися и сотрудниками во время организации
образовательного процесса, дорожно-транспортного и бытового травматизма.
2.5. Соблюдение требований
нормативных документов по пожарной безопасности, защите окружающей среды и
действиям в чрезвычайных ситуациях.
2.6. Обеспечение безопасности
эксплуатации зданий, оборудования, приборов и технических средств обучения,
используемых в образовательном процессе.
2.7. Охрана и укрепление здоровья
учащихся и сотрудников, создание оптимального сочетания режимов труда, обучения
и отдыха.
2.8. Оперативный контроль за
состоянием охраны труда и организации образовательного процесса в Учреждении.
2.9. Планирование и
организация мероприятий по охране труда, составление отчётности по
установленным формам, ведение обязательной документации.
2.10. Информирование и
консультирование работников Учреждения по вопросам охраны труда и безопасности
жизнедеятельности.
2.11. Организация проведения
инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда и безопасности
жизнедеятельности работников Учреждения.
3. Основные функции работы по охране труда и безопасности
жизнедеятельности в Учреждении.
3.1. Общее собрание
коллектива Учреждения:
- Рассматривает перспективные вопросы
охраны труда и обеспечения жизнедеятельности учащихся и сотрудников, принимает
программы практических мер по улучшению и оздоровлению условий организации
образовательного процесса;
- Заслушивает директора Учреждения, инженера
по ОТ о планах работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности
Учреждения.
3.2. Директор ЦДО:
- Организует работу по созданию и
обеспечению условий организации образовательного процесса в соответствии с
действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными
нормативными документами, иными локальными актами по ОТ, Уставом Учреждения;
- Обеспечивает безопасную эксплуатацию
инженерно-технических коммуникаций, оборудования, принимает меры по приведению
их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по ОТ,
своевременно организует осмотры и ремонт здания Учреждения;
- Назначает приказом ответственных лиц за
соблюдение требований ОТ в кабинетах, зала ЛФК и тренажёров и т.д., а также во
всех подсобных помещениях Учреждения;
- Утверждает должностные инструкции по
обеспечению безопасности жизнедеятельности для педагогических работников и
инструкции по ОТ для всех сотрудников Учреждения (по профессиям и видам работ;
- Принимает меры по внедрению предложений
членов коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий
организации образовательного процесса;
- Выносит на обсуждение общего собрания
коллектива вопросы организации работы по ОТ в Учреждении;
- Отчитывается на общем собрании
коллектива о состоянии ОТ, выполнении мероприятий по оздоровлению учащихся и
сотрудников, улучшению условий образовательного процесса, а также принимаемых
мерах по устранению выявленных недостатков;
- Организует обеспечение сотрудников
Учреждения спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в
соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями;
- Поощряет сотрудников Учреждения за
активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий при
организации образовательного процесса, а также привлекает к дисциплинарной
ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и
норм по ОТ;
- Проводит профилактическую работу по
предупреждению травматизма и снижению заболеваемости сотрудников и учащихся;
- Оформляет приём новых сотрудников только
при наличии положительного заключения медицинского учреждения, контролирует
своевременное проведение диспансеризации сотрудников;
- Проводит вводный инструктаж по ОТ с вновь
поступающими на работу, оформляет проведение инструктажа в журнале;
- Организует в установленном порядке
работу комиссии по приёме Учреждения к новому учебному году, подписывает акты
приёмки Учреждения;
- Обеспечивает выполнение директивных и
нормативных документов по ОТ, предписаний органов управления образованием,
государственного надзора и технической
инспекции труда;
- Немедленно сообщает о групповом, тяжёлом
несчастном случае со смертельным исходом непосредственно начальнику Управления
образования города, родителям пострадавшего (пострадавших) или лицам их
заменяющим, принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших
несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения
своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;
- Подводит итоги выполнения соглашения по
ОТ один раз в полугодие на общем собрании коллектива;
- Утверждает по согласованию с инженером
по ОТ инструкции по ОТ для сотрудников,
в установленном порядке организует пересмотр и обновление инструкций;
- Планирует в установленном порядке
периодическое обучение сотрудников Учреждения по вопросам обеспечения
безопасности жизнедеятельности на краткосрочных курсах и семинарах;
- Обеспечивает учебно-трудовую нагрузку
учащихся и сотрудников с учётом их психофизических возможностей, организует
оптимальные режимы труда и отдыха;
- Запрещает проведение образовательного
процесса при наличии опасных условий для здоровья учащихся и сотрудников;
Определяет финансирование мероприятий по
обеспечению безопасности жизнедеятельности, производит оплату больничных листов
нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях
труда.
3.3. Инженер по охране труда:
- Организует работу по соблюдению в
образовательном процессе норм и правил ОТ, выявлению опасных и вредных
производственных факторов;
- Обеспечивает контроль за безопасностью
используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и
наглядных средств обучения;
-
Информирует сотрудников от лица директора о состоянии условий ОТ, принятых
мерах по защите от воздействия опасных и вредных факторов на рабочих местах;
- Разрешает проведение образовательного
процесса с учащимися при наличии оборудованных для этих целей кабинетов,
отвечающих правилам и нормам безопасности жизнедеятельности и принятых по акту
в эксплуатацию;
- Проводит инструктажи с учащимися и
сотрудниками, оформляет проведение инструктажа в журнале;
- Выявляет обстоятельства несчастных
случаев, происшедших с учащимися и сотрудниками;
- Обеспечивает соблюдение условий ОТ при
эксплуатации здания, технологического, энергетического оборудования,
осуществляет их периодический осмотр и организует текущих ремонт;
- Обеспечивает безопасность при переносе
тяжестей, погрузочно-разгрузочных работ на территории Учреждения;
- Организует соблюдение требований
пожарной безопасности здания, следит за исправностью средств пожаротушения;
- Обеспечивает текущий контроль за
санитарно-гигиеничесим состоянием кабинетов, зала ЛФК и тренажёров в
соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности;
- В установленном порядке ведёт
обязательную документацию по охране труда в Учреждении.
3.4. Заместитель директора по
АХР:
- Обеспечивает групповые помещения,
кабинеты, бытовые, хозяйственные и другие помещения оборудованием и инвентарём,
отвечающим требованиям правил и норм безопасности жизнидеятельности, стандартам
безопасности труда;
- Организует проведение ежегодных
измерений сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки,
заземляющих устройств, замер освещённости, шума в помещениях Учреждения в
соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности
жизнидеятельности;
- Обеспечивает ежегодную проверку и учёт
пожарного инвентаря;
- Проводит первичный инструктаж на рабочем
месте по видам работ с обязательным оформлением инструктажей в журнале;
- Осуществляет ежедневный контроль:
А) за выполнением мероприятий раздела
«охраны труда» коллективного договора, соглашения по охране труда, мероприятий
по устранению причин, вызвавших несчастный случай и других мероприятий,
направленных на создание здоровых и безопасных условий труда;
Б) за выполнением требований
законодательных и иных нормативных правовых актов по ОТ;
В) за правильным расходованием средств,
выделяемых на выполнение мероприятий по ОТ;
Г) за соблюдением установленного порядка
предоставления льгот и компенсаций лицам, занятым на работе с вредными опасными
условиями труда;
Д) за выполнением директором Учреждения
предписаний органов государственного надзора, ведомственного контроля.
3.5. Комиссия по охране труда
Учреждения :
- создаётся в Учреждении в начале учебного
года;
- члены комиссии выполняют свои обязанности
на общественных началах, без освобождения от основной работы;
- организует совместные действия работодателя
и работников по обеспечению требований по ОТ, предупреждению производственного
и детского травматизма, профессиональных заболеваний;
- проводит проверки условий и охраны труда
на рабочих местах два раза в год (сентябрь, февраль) и информирует о
результатах проверки на собраниях трудового коллектива;
- контролирует выполнение соглашений по
ОТ, комплексного плана улучшений условий ,охраны труда и
санитарно-оздоровительных мероприятий;
- собирает, разрабатывает и выносит на
рассмотрение общим собранием коллектива предложения и рекомендации по улучшению
условий труда для вынесения изменений и дополнений в коллективный договор,
соглашения по ОТ и пр.
3.6. Сотрудники Учреждения:
- обеспечивают безопасное проведение
образовательного процесса;
- организуют обучение учащихся правилам
безопасного поведения на улице, дороге, в быту и пр. в рамках образовательной
программы;
- принимают меры по устранению причин,
несущих угрозу жизни и здоровью учащихся и сотрудников в кабинетах и на
территории ЦДО;
- оперативно извещают директора ЦДО о
каждом несчастном случае с учащимися ил сотрудниками, принимают меры по
оказанию первой доврачебной помощи;
- вносят предложения по улучшению и
оздоровлению условий организации образовательного процесса в ЦДО, доводят до
сведения директора, инженера по ОТ о всех недостатках в обеспечении
образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность
учащихся и сотрудников;
- несут ответственность за сохранение
жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
- осуществляют постоянный контроль за
соблюдением правил ОТ и ТБ на рабочем месте.
3.7. Представитель коллектива
по «Коллективному договору»:
- организует общественный контроль за
состоянием безопасности жизнедеятельности в ЦДО, деятельностью администрации по
созданию и обеспечению здоровых условий, быта и отдыха учащихся и сотрудников;
- принимает участие в разработке
перспективных и текущих планов работы по ОТ
в ЦДО, инструкций по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся
и сотрудников, способствует их реализации;
- контролирует выполнение коллективных
договоров, соглашений по улучшению условий и ОТ;
- осуществляет защиту социальных прав
учащихся и сотрудников;
- проводит анализ травматизма и
заболеваемости в ЦДО, участвует в разработке и реализации мероприятий по их
предупреждению и снижению;
- представляет интересы членов совета
трудового коллектива в совместной с
администрацией комиссии по ОТ, включая и участие в расследовании несчастных
случаев;
- участие в проведении совместно с
уполномоченными лицами по ОТ профсоюзов или трудового коллектива проверок,
обследований технического состояния здания, оборудования на соответствие их
требованиям, правилам и нормам ОТ.
3.8.Методист Учреждения:
- контролирует выполнение педагогическими
работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности
жизнедеятельности учащихся;
- участвует в проведении
административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности
жизнедеятельности в ЦДО, в расследовании несчастных случаев, происшедших с
учащимися или сотрудниками;
- определяет методику, порядок обучения по
правилам дорожного движения, поведения на улице, воде, в быту, пожарной
безопасности, осуществляет проверку знаний учащихся по этим вопросам;
- несёт ответственность за организацию
образовательного процесса с учащимися в строгом соответствии с нормами и
правилами ОТ, нормами СанПин;
- оказывает методическую помощь
педагогическим работникам по вопросам обеспечения охраны жизни и здоровья
учащихся, предупреждению травматизма и других несчастных случаев, организует их
инструктаж;
- контролирует соблюдение и принимает меры
по выполнению санитарно-гигиенических норм и требований, правил по ОТ, пожарной
безопасности при проведении образовательного процесса учащимися;
- осуществляет организацию безопасности и
контроль состояния рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий,
спортивного инвентаря, технических средств обучения;
- не допускает проведение учебных занятий,
работы объединений в необорудованных для этих целей и не принятых в
эксплуатацию кабинетов;
- контролирует оснащение учебных кабинетов
противопожарным имуществом, медицинскими средствами защиты, а каждого рабочего
места – инструкцией, наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
- вносит предложения по улучшению и
оздоровлению условий организации образовательного процесса, а также доводит до
сведения директора ЦДО обо всех недостатках в обеспечении образовательного
процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма учащихся и
сотрудников (заниженность освещения, шум аппаратуры, люминесцентных ламп,
нарушение экологии на рабочих местах и др.);
- немедленно сообщает директору ЦДО о
каждом несчастном случае, происшедшем с учащимися;
- несёт ответственность в соответствии с
действующим законодательством о труде за несчастные случаи, происшедшие с
учащимися во время образовательного процесса в результате нарушении норм и
правил ОТ.
4. Права сотрудников, осуществляющих работу по охране
труда и безопасности жизнедеятельности в ЦДО.
4.1. Ответственные
за организацию работы по охране труда имеют право:- Проверять состояние условий и охраны труда в ЦДО и предъявлять директору ЦДО обязательные для исполнения предписания установленной формы. При необходимости привлекать к проверкам специалистов из структурных подразделений по согласованию с директором;
- Запрещать эксплуатацию оборудования, проведение работ и учебного процесса на местах, где выявлены нарушения нормативно-правовых актов по охране труда, создающие угрозу жизни и здоровью учащихся и сотрудников с последующим уведомлением директора ЦДО;
- Запрашивать и получать от директора ЦДО материалы по вопросам ОТ, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативно-правовых актов по ОТ;
- Вносить предложения директору ЦДО об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж, обучение и проверку знаний по ОТ, медосмотр или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по ОТ;
- Принимать участие в рассмотрении и обсуждении состояния ОТ в ЦДО на общих собраниях трудового коллектива;
- Вносить директору ЦДО предложения о поощрении отдельных сотрудников за активную работу по созданию безопасных условий труда и образовательного процесса, а также о привлечении в установленном порядке к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативно-правовых актов по ОТ;
- Представительствовать по поручению директора ЦДО в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов ОТ.
4.2. Комиссия по охране труда имеет право:
- Контролировать соблюдение директором ЦДО законодательства по ОТ;
- Проводить экспертизу условий труда и обеспечения безопасности учащихся и сотрудников;
- Принимать участие в расследовании несчастных случаев в ЦДО и профессиональных заболеваний;
- Получать информацию от директора об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в ЦДО;
- Предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровья учащихся и сотрудников;
- Осуществлять выдачу директору ЦДО обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований ОТ;
- Осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнение обязательств по охране труда, предусмотренных коллективным договором и соглашениями по ОТ;
- Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства по ОТ, обязательств, предусмотренных коллективным договором и соглашениями по ОТ, а также с изменениями условий труда.
4.3. Сотрудники ЦДО имеют право:
-
на рабочее место,
соответствующее требованиям охраны труда;
-
Обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний в соответствии с ФЗ;
-
Получение
достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов
и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о
существующим риске повреждения здоровья, а также мерах по защите от воздействия
вредных и(или) опасных производственных факторов;
-
Отказ от
выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья
вследствие нарушений требований ОТ, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ,
до устранения такой опасности;
-
Обеспечение
средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями
ОТ за счёт средств работодателя;
-
Обучение
безопасным методам и приёмам труда за счёт средств работодателя;
-
Профессиональную
переподготовку за счёт средств работодателя в случае ликвидации рабочего места
вследствие нарушения требований ОТ;
-
Запрос о
проведении проверки условий и охраны труда на рабочем месте органами
государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и
охране труда работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда,
а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде
и охране труда;
-
Обращение в
органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного
самоуправления, к Работодателю, Учредителю, а также в профессиональные союзы,
их объединения и иные уполномоченные сотрудниками представительные органы по
вопросам ОТ;
-
Личное участие
или через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с
обеспечением безопасных условий труда на рабочем месте, и расследовании
происшедшего несчастного случая на производстве или профессионального
заболевания.
5. Контроль и
ответственность.
Контроль за деятельностью сотрудников, осуществляющих
работу по охране труда и безопасности жизнедеятельности в ЦДО обеспечивает
директор ЦДО.
5.1. Ответственность за организацию работы по охране труда
и безопасности жизнедеятельности несёт директор ЦДО.
5.2. Сотрудники, выполняющие функции по обеспечению охраны
труда и безопасности жизнедеятельности в ЦДО, несут ответственность:
-
за выполнение,
невыполнение, выполнение не в полном объёме своих функциональных обязанностей,
определённых настоящим положением и должностными инструкциями;
-
соблюдение
установленных сроков расследования несчастных случаев;
-
объективность
выводов и решений, принятых ими по результатам проведённых расследований;
-
достоверность
предоставляемой информации;
-
соответствие
принятых решений действующему законодательству РФ.